Позитивное движение
Белорусское общественное объединение

Формы работы с подростками – нужна перезагрузка

В Республике Беларусь делается много работы для профилактики деструктивных форм поведения подростков, обеспечения их доступа к услугам и информированию. Достаточно ли эффективны эти меры? Стандартные подходы к вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании в школах нуждаются в адаптации к современным вызовам. Об этом 19 декабря говорили за круглым столом специалисты системы образования, Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ, БОО «Позитивное движение» и эксперты в области психологии и медицины.

Учреждения образования города Минска ищут подходы к профилактике деструктивных форм поведения в молодежной среде. Свой опыт представили: ЦДОДиМ «Виктория» (формирование позитивной личности учащихся); СШ №30 (медиация с применением восстановительного подхода); СШ №9, СШ №208 и центр «Доверие» (позитивная адаптация подростков; тусовка.by); Центр дополнительного образования детей и молодежи «Маяк» (социальное развитие подростков); СШ №54 (профилактика аддиктивного поведения с помощью настольной игры «Лабиринт жизни»).

 Что такое ситуации кризиса у детей подростков?

«Очевидно, что жизнь человека (его история) наполнена событиями – радостными (положительными) и грустными (негативными), – говорит Светлана Гончарова, специалист по кризисной психологии, кандидат психологических наук, – однако психологическое преодоление (копинг, совладание) разворачивается только в связи с негативными событиями жизни человека. Стратегия преодоления – это актуальный ответ личности на требования ситуации, которые воспринимаются ею как несущие угрозу благополучию. Стратегия представляет собой комбинацию способов преодоления».
Окружающая действительность может оказаться несправедлива по отношению к подростку, и задача специалистов помочь ему научиться жить в мире, где есть трудности.

  1. Осознанные стратегии только начинают формироваться и закрепляться как стилевые формы поведения в трудных жизненных ситуациях в подростковом возрасте – новообразование возраста старших подростков.
  2. В сильных стрессовых ситуациях может наблюдаться регресс – возврат к «бессознательным» способам / защитным.
  3. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Требования среды/социума завышены, не хватает ресурсов (объективный факт).
  4. Нет универсальной формулы / метода преодоления жизненных трудностей. Как и нет универсальной методики помощи в кризисных ситуациях.
  5. Принципы кризисных интервенций: превентивность; активная позиция психолога; «скорость» вмешательств; ориентация на модель психологического здоровья и благополучия; комплексность и системность; кризисное управление и др.

Сколько школьников пробует психоактивные вещества?

Одним из сложнейших вызовов для системы образования является наркопотребление в молодежной среде. В этой проблеме участникам круглого стола помогал разбираться Владимир Пикиреня, психиатр-нарколог, ассистент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ.

Специалисты системы образования должны учитывать следующие особенности при работе с подростками:

Есть ряд объективных причин, по которым подростки более подвержены риску наркопотребления, чем взрослые. Эти особенности связаны с молодым возрастом и продолжающимися процессами формирования головного мозга и развития психики.


Соответственно, очень важно понимать, что достижение взаимопонимания с подростками – это задача взрослых.  


Говорить с подростками о проблеме наркопотребления следует честно и компетентно, владея конкретными стратегиями помощи.




Какие подходы к работе с подростками предлагают международные структуры?

Работу с молодежью в Беларуси поддерживает ЮНИСЕФ и предлагает использовать такие стратегии, которые способствуют получению подростками навыков 21-го века, включая навыки эффективной коммуникации, критического мышления, работы в команде и самостоятельного обучения.

 

Подробнее о деятельности ЮНИСЕФ в нашей стране Вы можете узнать здесь: https://www.unicef.by/unicef/nasha-rabota/.

Мишень профилактики наркомании – позитивное взаимодействие детей, молодежи со своими семьями, школой, сообществом.

Международный опыт позволяет нам воспользоваться наиболее эффективными программами профилактики употребления наркотиков. Обзор таких программ представила Ирина Статкевич, председатель правления БОО «Позитивное движение».

 Цели профилактики:

1.    Избежать, отсрочить употребление наркотиков; если уже есть факты употребления – предупредить развитие болезни.

2.    Создать среду, которая безопасна и способствует развитию потенциала каждого ребенка.

Программа

Цель

Компоненты

Образование в раннем детстве. Развитие детей дошкольного возраста из неблагополучных районов.

(возраст детей: от 2 до 5 лет)

Социальное и когнитивное

развитие детей дошкольного возраста из неблагополучных

районов

Улучшение когнитивных, социальных навыков детей; ежедневные занятия; поддержка семей по другим социально-экономическим вопросам

Программы обучения навыкам жизни в семье

(средний детский возраст, ранний подростковый возраст)

Укрепить защитные семейные факторы

a) обучение родителей навыкам воспитания в семье;

б) обучение детей личным навыкам и навыкам общения;

в) практическое занятие для семей

Программы развития личностных и социальных навыков

(средний детский возраст, ранний подростковый возраст)

Приобретение навыков, помогающих безопасным

образом справляться с трудными ситуациями в повседневной жизни. Общие социальные компетенции

Ряд структурированных занятий (привязанность к школе, успеваемость, самоуважение и психическое здоровье, психологическая

устойчивость)

Программы по улучшению атмосферы в школе

(средний детский возраст, ранний подростковый возраст)

Укрепление навыков учителей по управлению работой в классе 

Ряд неучебных классных процедур в

повседневной практике со всеми учащимися. Интервенции проводятся в первые школьные годы; включают стратегии борьбы с неприемлемым поведением; включают стратегии одобрения приемлемого поведения;

предусматривают активное участие учащихся

Политика по удержанию детей в школе (для детей из семей с низким и средним уровнем

дохода)

(средний детский возраст, ранний подростковый возраст)

Привязанность к школе и выработка соответствующих

возрасту языковых и математических навыков

Обучение семей из низкого социального статуса в новых школах, предоставление разных экономических стимулов семьям

Программы на основе личностных и социальных навыков

(ранний подростковый возраст)

Укрепить способности

учащихся сказать «нет» употреблению ПАВ, противостоять

социальному давлению

Раз в неделю проводится серия структурированных занятий (обычно 10-15). Использование интерактивных методов

Программы для подростков с индивидуальными психологическими «уязвимостями»

(поиск острых ощущений,

импульсивность, тревожность, чувствительность или безнадежность)

(ранний подростковый возраст)

Помочь подросткам

конструктивно справляться с эмоциями, вместо использования негативных

стратегий преодоления трудностей.

Вовлечение в интерактивную деятельность,

чтобы дать возможность учиться и на практике применять ряд личностных

и социальных навыков.

Выявление специфических черт личности;

обучение участников навыкам; короткая серия занятий (2-5).

Наставничество

(ранний подростковый возраст)

Взаимодействие между детьми/подростками и взрослыми, не являющимися

родственниками

Взрослые (авторитетные) берут на себя обязательство организовывать

деятельность и регулярно проводить часть своего свободного времени с

молодежью. Наличие хорошо структурированной программы деятельности

Семейные конференции для несовершеннолетних в случае совершения ими преступлений

(ранний подростковый возраст)

Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, правонарушений несовершеннолетних

Активизация потенциала  семьи и ближайшего социального окружения для выработки самостоятельного решения по поводу кризисной ситуации в семье

Кратковременные интервенции при увпотреблении

(подростковый и взрослый возраст)

Снижение случаев злоупотребления психоактивными веществами

Определение,

есть ли проблемы со злоупотреблением ПАВ, и немедленное проведение базовых консультаций. Сессии структурированы и обычно длятся 5-15 минут

Мотивационное интервьюирование

(подростковый и взрослый возраст)

Отказ от проблемного поведения (снижение уровня употребления и отказ от ПАВ)

Кратковременные интервенция в формате одночасовых сессий

(до 4 таких сессий)

Все возможности – детям

В октябре-ноябре 2018г. БОО «Позитивное движение» при финансовой поддерже ЮНИСЕФ провело 5 молодежных квестов в Минске, Гомеле, Светлогорске и Витебске.  Квест – городское ориентирование – заключается в обследовании города командами учащихся с целью найти места, где молодежь может получить услуги согласно своим возрастным потребностям. Эти услуги были распределены по следующим категориям:

1.         Медицинское консультирование по вопросам сексуально-репродуктивного здоровья и ВИЧ-инфекции. Задание: заполнить опросник о ВИЧ-инфекции; найти минимум одно место, где можно протестироваться анонимно и бесплатно на ВИЧ-инфекцию, без присутствия родителей, с 14 лет; оценить, насколько полную информацию об услуге предоставили в учреждении, насколько мотивация к получению этой услуги улучшилась или ухудшилась; найти учреждение, которое предлагает подросткам помощь по вопросам сексуально-репродуктивного здоровья (бесплатно, анонимно).  

2.         Помощь в связи с насилием. Задание: снять на телефон одно видеоинтервью с любым взрослым по проблеме насилия.

3.         Возможности проведения досуга. Задание: найти места, где подростки могут провести досуг весело, бесплатно, удобно и безопасно всей командой.

Соревновательный элемент был обеспечен наличием призов за 1-3 места.

Ярким моментом мероприятия стало выступление самих подростков, учащихся СШ №138 г. Минска, которые участвовали в городском квесте «Мечтай, думай – действуй!». 


Методика квеста подходит для работы с любыми подростками, независимо от их социального положения или успеваемости. Квесты позволяют взглянуть на многие проблемы глазами подростков и оценить, соответствует ли городская среда их потребностям и как можно улучшить работу по профилактике деструктивных форм поведения молодых людей.


наверх