Информационная линия:

Мониторинг ПОШ силами сообщества на базе Гомельского областного наркологического диспансера (ГОНД)

#мониторнигЛУН #ПОШнашимиглазами #ПОШ #hiv #снижениевреда #Беларусь #ЛУН

Источник: Страница фейсбук «Беларусь. Снижение вреда работает – обеспечьте финансирование»

Итак, мониторинг силами сообщества продолжается, и мы представляем вам четвертый отчет людей, употребляющих наркотики.
До конца 2017 года мы, активисты из числа людей, употребляющих наркотики, планируем посетить все пункты обмена игл и шприцев в Республике Беларусь. Наша цель – показать и хорошие стороны работы ПОШ, и пробелы в оказании услуг клиентам.
Мы хотим, чтобы наши визиты были неофициальными.
Мы хотим неформального общения, как клиенты пункта.
Если у вас возникают вопросы или пожелания, можете задать их под этой публикацией.
Просьба, при повторной публикации отчетов или использования материалов указывать ссылку на первоисточник – прямая ссылка на статью/отчет на странице фейсбук «Беларусь. Снижение вреда работает – обеспечьте финансирование».
Мы уже рассказывали вам о пунктах Минска и Речицы.
Сегодня мы расскажем о том, как работает мобильный и стационарный пункты на базе Гомельского областного наркодиспансера.
 

Как обстоят дела со снижением вреда в Гомеле.

Гомельская область благодаря своему географическому положению всегда занимала лидирующие позиции по распространенности наркомании и, соответственно, числу новых случаев ВИЧ. Людей с ВИЧ-позитивным статусом 6979, на диспансерном учёте (с синдромом зависимости от опиоидов) состоит 538 человек из Гомеля и Гомельского района.
Сервисы снижения вреда работают в Гомеле уже более 10 лет. В 2007 году на базе Гомельского областного наркодиспансера была открыта первая в Республике программа заместительной терапии метадоном. В разное время работали дополнительные сервисы, такие как социальное сопровождение, например.

О пунктах: удобство и график.

О: Так как на обоих пунктах – и мобильном и стационарном – работает один и тот же социальный работник, то рассказывать будем сразу о двух пунктах.
Т: Стационарный пункт находится на территории «Гомельского наркологического диспансера» по адресуул. Д. Бедного 26,а. Это отдельное здание со своим входом. Место достаточно спокойное, посторонних людей возле пункта нет, а вот табличка, которая нам рассказывает о том, что это ПОШ – есть. Сам пункт маленький, больше двух клиентов не вмещает, расходники хранятся за шторкой – аккуратно. На пункте раздают клиентам буклеты: снижение вреда это просто, профилактика ВИЧ, синтетика, вены.
О: Что касается места стоянки мобильного пункта – это в принципе неплохое место, возле заброшенного торгового центра, недалеко остановка общественного транспорта. Но мы, как люди, ехавшие туда в первый раз, с трудом нашли пункт. И этот факт слегка раздражал. Не указан точный адрес, без названия улицы и номера дома. Хорошо, что у нас был номер телефона социального работника, и мы постоянно перезванивали и уточняли адрес.
Т: Мы записали координаты пункта: Проспект Космонавтов, остановка общественного транспорта улица Осипова (ориентир торговый центр Космос), нужно перейти дорогу и подойти к Фирменному магазину Молодежный.
О: Микроавтобус стоит справа на стоянке, если стоять лицом к магазину. Это клиентам на будущее надеюсь. Надеюсь, наши отчеты читают 
Т: Автобус легко узнаваем, на нем наклейка «Профилактика наркомании, ВИЧ/СПИД, анонимно- консультативный пункт».
О: Оба пункта работают по графику: все на месте, и автобус и специалист.
Т: Мобильный пункт, правда, опоздал на 15 минут, но как только приехал, сразу двери открыли – как правило хорошего тона:)

Что есть о пункте в интернете?

О: Мы наши две весенние статьи о работе этого мобильного пункта на базе ГОНД в Гомеле, там и расписание работы указано, и расписано подробно, какую помощь можно получить.
http://newsgomel.by/…/v-gomele-rabotayut-mobilnye-punkty-pr
https://www.belaids.net/test-na-vich-za-15-minut-kak-v-gom…/

Как нас обсуживали

Т: На пункте нас встретила менеджер. Мы поздоровались и спросили, какую помощь мы можем тут получить. Она предложила нам присесть и первое, что спросила, употребляем ли мы наркотики. На наш положительный ответ она стала уточнять, какую помощь мы бы хотели получить. Мы бы хотели шприцы и протестироваться на ВИЧ.
О: Менеджер пункта, Наталья, откровенно говоря, как-то так непринужденно, легко и с большим расположением к нам-клиентам, вела беседу, что только когда мы готовили отчет, тогда уже поняли, что с нами поговорили практически обо всех важных аспектах снижения вреда:
Об употреблении;
О том, какие шприцы нам нужны и сколько;
О путях передачи;
О том, как мы предохраняемся, предложила нам презервативы;
Т: перед тестом менеджер уточнила, когда я сдавал тест в последний раз, были ли у меня с того времени рискованные ситуации и т.д.
О: про «окно» нам рассказали, и о том, что в случае положительного результата нас перенаправят сдать тест по крови в мед учреждении.
Т: Менеджер спросила, знаем ли мы о программе ЗТ. Когда мы ей ответили, что-то невнятное, она нам в подробностях рассказала, что это один из путей отказаться от нелегального употребления, и как можно стать участником программы.
На мобильном пункте нас встретила та же менеджер. Она, конечно, удивилась, что мы опять пришли. Пришлось «раскрыть карты» и поговорить о том, как работает пункт.

Дополнительные возможности

О: Я поинтересовалась, мол, слышала от знакомых, что они берут наркопотребителей на работу, так социальный работник рассказала сразу, как можно стать аутричем. Для этого нужно желание, есть минимальная отчетность и важно будет приводить новых клиентов на пункт.
Т: Социальный работник рассказала, что одно время на пункте для привлечения новых клиентов выдавали витамины, которые за свои деньги покупал врач.
Как обстоят дела с клиентами?
Т: «Живых» клиентов мы не встретили ни на одном из пунктов.
Ю: Про автобус менеджер нам рассказала, что точка эта новая, недавно открыли, т.к. в этот район «популярный» среди употребляющих товарищей. Пока клиенты идут, но немного.

Анонимность:

Т: С этим на пунктах ГОНД все в порядке: менеджер спросила, как к нам обращаться, можно было хоть Васей Пупкиным назваться. Как первичных нас сразу закодировали, в журнал вписали.
О: Интересно, что когда все делается, так сказать, правильно, что ли, тогда воспринимаешь это как должно, расслабляешься.
Т: менеджер между делом уточнила, что информация конфиденциальная, никуда не идет, услуга анонимная, вот и сидишь себе спокойно.

Выводы:

1. Человеческий фактор – это важно! Если работает хорошо подготовленный специалист без предвзятого отношения к «целевке», клиент получает качественную услугу без напряжения, стыда, вообще в комфортных условиях.
2. Есть еще что улучшить, но это, скорее, вопрос, дополнительного обучения/финансирования, а не мотивации сотрудников.

Мы получили:

Вежливое и корректное обращение менеджера.
Шприцы –30 штук на руки, спиртовые салфетки и презервативы.
Тестирование на ВИЧ и дотестовое и послетестовое консультирование, включая то, что при положительном результате нас перенаправят сдать повторный тест в мед учреждение.
Информацию о профилактике передачи ВИЧ.
Информацию о программе ЗТ, поданную адекватно.
Мы не получили:
Не был затронут вопрос о профилактике передозировок.
Не было минимального скрининга на туберкулез.

Рекомендации:

Тем, кто отвечает за работу этого пункта, мы рекомендуем следующее:
1. Привлечь для раскрутки новой точки МПП аутричей из числа активных ЛУИН; Было бы не плохо за каждым районом закрепить аутрич-работника из числа активных потребителей, составить график дежурств. Как показывает опыт, клиенты ЗТ теряют связь с людьми, находящимися в употреблении, у них другой круг общения и другие интересы. Им , как правило, больше не надо «мутится» и употреблять уличные наркотики каждый день, а значит, они значительно меньше общаются с активными потребителями инъекционных наркотиков. Особенно когда меняются место стоянки мобильного пункта, новые районы, то там должен работать «местный аутрич».
2. Уделить внимание в консультировании первичных клиентов вопросам передозировок и скрининга на туберкулез;

Активисты-Люди употребляющие наркотики

наверх
Информационная линия: