Информационная линия:

Доступ к лечению ВИЧ-инфекции и гепатита С в 2021-2022. Переход на долутегравир.

Доступ к лечению ВИЧ-инфекции и гепатита С в 2021-2022. Переход на долутегравир.

Вышла новая редакция ежегодного аналитического отчета «Доступ к лечению ВИЧ-инфекции и гепатита С в Беларуси» за период 2021-2022 годов. Отчет можно посмотреть здесь.

Основным событием, обсуждаемым в отчете, является предстоящий широкий переход на долутегравир (DTG)-содержащие схемы АРТ первого ряда.

В этом году Минздравом Беларуси было принято политическое решение о значительном расширении закупок DTG (как в виде монопрепарата DTG, так и комбинации TLD) в количестве до 16 460 годовых схем, что составит 82,3% от прогнозного числа ЛЖВ, которые будут получать АРТ на конец 2022 года.

Окно возможностей для этого решения было подготовлено обоснованием потребности в переходе (включение DTG в предпочтительные схемы АРТ первого ряда в рекомендациях ВОЗ, информированность и ожидания перехода со стороны пациентского сообщества), наличием возможностей перехода (разработка новой редакции клинического протокола «Оказание медицинской помощи пациентам с ВИЧ-инфекцией», находящейся в процессе утверждения Минздравом и имплементировавшей рекомендации ВОЗ по предпочтительным схемам первого ряда, заключение в 2021 году лицензионного соглашения Патентного пула лекарственных средств с оригинальным производителем ViiV о возможности поставки в Беларусь генериков DTG по сниженным ценам, а также регистрацией в Беларуси двух генериков DTG, включая комбинацию TLD), и декларацией политической воли осуществить такой переход со стороны руководства национальной системы здравоохранения («мы надеемся, что благодаря лицензионному соглашению доступ к DTG и комбинации TLD для людей, нуждающихся в лечении, будет улучшен» – министр здравоохранения Беларуси Д.Пиневич, 2021).

К настоящему моменту уже закуплен комбинированный препарат DTG/ЗТС/TDF производства индийской компании Mylan в количестве 8 233 годовых курсов. Объявленный аукцион на закупку монопрепарата DTG в количестве 8 228 годовых курсов (от 18.04.2022) был признан несостоявшимся, после чего обычно инициируют процедуру закупки из одного источника. Но даже и уже состоявшиеся закупки приведут к значимому расширению использованию DTG в Беларуси.

Кроме того, в отчете обсуждены вопросы обеспечения устойчивости перехода на DTG-содержащие схемы, вызовы и возможности в отношении других АРВ препаратов, потребности изменения законодательства Беларуси в целях оптимального обеспечения доступа к препаратам, а также новые возникающие вызовы в национальном контексте.

Основными рекомендациями отчета являются:

1. Разработать интервенции для поддержки имплементации новых рекомендаций по переходу на DTG-содержащие схемы первого ряда со стороны как медицинского, так и пациентского сообщества.

2. Для обеспечения устойчивости доступа к DTG провести обсуждение возможностей удешевления его стоимости, поскольку его среднемировая цена, равно как и цена в ряде стран региона ВЕЦА (Армения, Молдова, Украина) является в разы более низкой, а ожидаемая стоимость закупок АРВ препаратов в Беларуси в 2022 году в связи с расширением доступа к DTG возросла троекратно в сравнении с расходами госбюджета на закупку АРВ препаратов в 2021 году.

3. Подготовить предложения по изменению патентного законодательства в части перехода от национального к региональному принципу исчерпания исключительного права на изобретение (для обеспечения возможности использования механизма параллельного импорта лекарственных средств) и включения норм о возможности выдачи в административном порядке принудительной лицензии на производство либо ввоз продукции, содержащей защищенное патентом изобретение, если это необходимо в целях соблюдения общественных интересов.

4. Подготовить предложения по регламентации возможности проведения закупок ЛС для лечения ВИЧ-инфекции, гепатита С и туберкулеза на международных торговых площадках за средства государственного бюджета.

5. Провести обсуждение новых возникающих вызовов в обеспечении устойчивого доступа к АРВ препаратам (включая возможные санкционные ограничения, нарушение логистики поставок, миграцию населения Беларуси и сопредельных стран) со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с пациентским сообществом, организаторами здравоохранения, национальными фармацевтическими компаниями.

6. Обеспечить прозрачность данных о закупках за средства международной технической помощи Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (публикация данных о планах и состоявшихся закупках на сайте).

 

наверх
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.