Международные механизмы и способы обеспечить страну АРВТ и препаратами от гепатита С
За последние несколько лет достигнуты значительные успехи в обеспечении лекарственными средствами для лечения ВИЧ-инфекции и вирусного гепатита С в Беларуси. Состоялся переход от закупки АРВТ за счет средств Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией к закупкам из государственного бюджета, принят План мероприятий по элиминации гепатита С в Республике Беларусь.
Вместе с тем, как отмечают pereboi.by, при переходе на национальное финансирование сохраняется ряд проблем: «крайне неравномерное планирование закупок по годам, кардинальные изменения ранее составленных годовых планов, фактическая невозможность закупок за средства государственного бюджета на международных площадках, ставка на национальных производителей занимающихся «фасовкой и упаковкой» генериков, из года в год признаваемые несостоявшимися аукционы на закупку и в результате огромные сдвиги в плановых сроках поставки – все это делает систему закупок препаратов в Беларуси неустойчивой».
Развитые страны прилагают усилия для снижения стоимости лекарственных средств, несмотря на то, что уровень страхового покрытия всё равно позволяет лекарствам быть доступными для пациентов. Эффективными мерами для снижения цен на лекарственные средства (в первую очередь, на лекарства для проведения АРВ-терапии, лечения туберкулеза и гепатита, а также для закупки вакцин) являются применение определенных способов организации закупок и другие механизмы снижения цены (например, применение гибких положений ТРИПС). Некоторые способы и механизмы могут быть применимы в Республике Беларусь.
БОО «Позитивное движение» совместно с партнерами подготовило обзор международных механизмов и способов обеспечения антиретровирусными лекарственными средствами и препаратами от гепатита С прямого вирусного действия. Документ подготовлен по инициативе организации «Life4me+ to fight AIDS, Hepatitis C and Tuberculosis», ITPCru при поддержке Регионального офиса ЮНЭЙДС для стран Восточной Европы и Центральной Азии.
Данный обзор отличается следующими сильными сторонами: во-первых, автор – национальный эксперт, обладающий необходимыми компетенциями и опытом; во-вторых, мы старались преподнести информацию максимально конкретно и просто. Предполагалось привлечь к обсуждению отчета широкий круг вовлеченных в тему людей. Мы планировали ряд встреч с национальными и международными агентствами: Министерством здравоохранения, ЮНЭЙДС, ПРООН, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНФПА и другими заинтересованными. Уверены, что в будущем состоится не одна встреча по обсуждению механизмов снижения цены на лекарственные средства.
Участие Республики Беларусь в ЕАЭС накладывает некоторые ограничения на эффективность применяемых инструментов для снижения стоимости лекарственных средств, поэтому предложенные рекомендации учитывают данные ограничения.
В обзоре даются следующие рекомендации:
1. Использовать опыт партнёров по ЕАЭС для привлечения международных агентов по закупке в качестве поставщиков лекарственных средств.
2. Внедрить механизм признания регистраций или упрощенную регистрацию.
3. Использовать параллельный импорт и принудительное лицензирование.
4. Использовать механизм совместных закупок.
5. Обмениваться информацией о ценах, развивать механизм внешних референтных цен.
Размещаем электронную версию обзора (черновик) для ознакомления и получения обратной связи. Просим направлять вопросы и комментарии по адресу movement.plus@gmail.com.