Информационная линия:

Неудобные вопросы взрослому. Гостиная с Позитивным движением.

Если взрослого человека попросить вспомнить, что его волновало, когда он был подростком, чаще всего он вспомнит про первую любовь, дружбу, первый секс, новые ощущения взросления. Многим из нас хотелось бы, чтобы в эти моменты с нами оказался заботливый взрослый, который  отвечал на вопросы и разделял наши чувства.

Чаще всего формат просветительских и познавательных мероприятий для подростков - это тренинги, семинары, классные часы, которые направлены на донесение конкретной информации по выбранной теме и мало подразумевают формат вопрос-ответ. Люди, которые проводят мероприятия для подростков чаще всего являются специалистами школы, которым подростки мало доверяют и они не являются авторитетами для них. Подростки либо постесняются задать вопрос, либо в виду неготовности специалиста отвечать, не получат ответ. 

Поэтому «Позитивное движение» решило предложить ребятам задать неудобные вопросы взрослым в уютном формате «Гостиной». Суть мероприятия была таковой: мы посадили наших взрослых коллег Вячеслава Самарина и Юлию Стоке напротив молодых людей. Собралось много подростков, они без стеснения задавали самые неудобные вопросы, касаемые секса, любви, здоровья  и ВИЧ. Мы выбрали самые интересные вопросы и решили опубликовать. Разбираемся, что из этого вышло. Скажем сразу, что мы сами не ожидали, что подростки так активно будут задавать вопросы и даже двух часов нам будет маловато. 


«Не надо засиживаться долго в том месте, где некомфортно». Какие вопросы задавали про любовь.

Что для вас любовь – это нечто свыше или это про уважение?

В: Я думаю, что это нечто свыше и это решается там. Скажу честно: как бы я не выпендривался, свою жену я люблю. Притирание характеров и уважение очень важны, это как танец в паре. Мы спорим, ругаемся, не уступаем друг другу. Но мы возвращаемся все равно в некую позицию, когда мы вместе.

Ю: Если два человека дорожат отношениями, на каком-то этапе это чувствуешь. Спорить можно, без этого не будет никак. Уступать нужно уметь, конечно. Но это приходит с годами, ведь мы всю жизнь учимся. Не надо засиживаться долго в том месте, где некомфортно.

Какое отношение к ЛГБТ?

В: Я долго не мог определиться в своем отношении к ЛГБТ. Жить мне никто не мешает, это их личное дело. Я рад, что сейчас в обществе об этом говорят открыто.

Ю: У меня много знакомых людей из ЛГБТ. Я отношусь к ним замечательно. Главное, чтобы человек был счастлив и ничего ему не угрожало.

«Педагог не может объяснять детям про секс». Какие вопросы задавали про секс.


Если вашей дочери будет 15 лет, а ее парню 18, и она скажет, что у них есть секс. Как вы к этому отнесетесь? Будете запрещать встречаться?

В: Я скажу, чтобы они использовали презерватив. Встречаться ни в коем случае запрещать не буду. Культура ранних сексуальных отношений сохраняется и сейчас. Как родитель, я не знаю, как буду говорить со своей дочерью о сексе. Не знаю, насколько авторитетной будет моя точка зрения. Может быть, через десять лет все захотят целомудрие сохранять. Но, в любом случае, имеет смысл поддерживать ребенка, разговаривать с ним, рассказывать о ранней беременности. Максимально важно держать доверие с ребенком и попробовать, чтобы не причинить большей травмы. 

Ю: В моей жизни был такой опыт. Только мне было 14, а парню 21. И тут сложно говорить по этому поводу. Вроде моя мама понимала, но ни к чему хорошему не привело. Тогда мне казалось, что если есть секс – это любовь, а сейчас я понимаю, что это совсем не так.


На мероприятии также были педагоги подростков и даже родители. Одна из мам задала вопрос о том, как ей объяснить своим подругам и коллегам, насколько важно говорить с детьми о сексе в школах.

Педагог из зала: Самый близкий друг в жизни – это родитель. Важно доверие. У них (у подростков) понятие, что друзья у них - это все. Они даже где-то гордятся, кто с кем переспал. Хочется, чтобы сексолог объяснял детям о сексуальной культуре. Педагог не может объяснять детям про секс.

Ю: Я много работаю с подростками. И заметила, что когда задаешь вопрос, кто должен рассказывать в школах о сексе, подростки однозначно против учителя. Потому что не доверяют и боятся огласки.

В: В обществе сейчас мы можем найти доверенных людей, если с родителями не складывается. Мы живем в очень социальном мире. Доверие – это не только родители.

Подросток из зала: Часто бывает и такое, что родители  сами хотят в ребенке видеть себя. Они говорят, мол ты вырастешь, выучишься, пойдешь работать. Сам ребенок, чтобы удовлетворить своих родителей, делает вещи, которые не хотел бы делать. И, порой, это очень ломает людей. Отсюда бывает и недоверие.


А может быть у людей просто секс без отношений?

В: Наличие сексуальных контактов – это уже отношения. Да, они возможно не про влюбленность. Но это тоже отношения. Бывает такое, что людям этих отношений достаточно. Но для гармонии, этого очень мало.

Ю: В моей жизни был такой опыт. Какое-то время я думала, что мне любовь не нужна и достаточно будет просто сексуальных контактов. Скажу честно, что я себя обманывала. Хотя я сама пошла на этот шаг. Мне, как женщине, важно было, чтобы меня поздравили с праздником, чтобы мне что-то подарили. Я чувствовала себя какой-то использованной, мне важно, было, чтобы меня признали чьей-то женщиной. Мне важно, чтобы я могла обратиться за помощью. У парней, может быть, иначе ощущается. Но мне, как женщине, этого было мало.

Женщина должна получать удовольствие от секса?

В: Конечно, должна. К сексу есть маргинальное отношение, но в здоровых отношениях от секса должны получать оба.

Ю: Я бы с таким рассталась бы сразу же. Сказала бы, мол, помоги себе сам.


«Говорить о своем статусе важно». Какие вопросы задавали про ВИЧ

Как бы вы отнеслись, если бы после секса узнали, что у вашего полового партнера ВИЧ?

В: Хороший вопрос. Я бы загнался очень серьезно. Для меня это было бы очень сильным переживанием. Если секс был бы незащищенным, для меня это было бы что-то сродни предательству. Если бы секс был защищенным, я бы конечно поговорил.

А если бы сказали до секса?

В: За секунду до? (смеется). Если бы это было сказано в нормальной обстановке, а не как мешок по голове, то относился бы нормально. У человека должен быть выбор. Говорить о своем статусе важно.

Можно ли заразиться ВИЧ через оральный секс?

В: На это влияет множество факторов. Самый основной - вирусная нагрузка. Если у человека вируса очень много, то он опасен. Если человек на терапии, то вирус не опасен. Если вы не знаете статус друг друга, мы не можем исключать риск. Он очень маленький, но он есть.

Мероприятие было подготовлено в рамках проекта «Повышение потенциала подростков для продвижения инициатив, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции в молодежной среде», финансируемого Представительством Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ в Беларуси. Мы благодарим ЮНИСЕФ за поддержку инициатив подростков! 

наверх