ДОСТУП К ДИАГНОСТИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И МОНИТОРИНГА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В БЕЛАРУСИ - 2022
По результатам анализа сформулированы следующие выводы:
1. Предстоит страновой переход на новый алгоритм тестирования на ВИЧ
В 2022 году обновленной редакцией национального клинического протокола был введен новый алгоритм тестирования на ВИЧ, следующий рекомендации ВОЗ по уходу от ИФА и ИБ с переходом на выполнение серии ЭТ с разными антигенными характеристиками.
Кроме серии из трех ЭТ, национальный алгоритм включает выполнение теста на ВН (вместо рекомендуемого ВОЗ проведения повторного тестирования перед началом лечения; сходный алгоритм внедрила, например, Молдова несколько лет назад).
Фактически переход к новому алгоритму тестирования на ВИЧ пока не произошел, барьерами могут быть:
- отсутствие (публично доступного) странового плана и программы перехода;
- регистрация и наличие на рынке Беларуси ЭТ всего трех производителей, обладающих сходными антигенными характеристиками;
- инерция лабораторной службы (тестирование на ВИЧ проводят лаборатории в составе в составе санитарно-эпидемиологической службы);
- недостаточный уровень доверия медработников к диагностической точности используемых ЭТ;
- сохранение барьеров вовлечения сервисов сообществ в тестирование;
- неуверенность представителей сообщества в последующем укорочении цепочки от выполнения теста до включения в программу лечения ВИЧ-инфекции.
2. Вызовом остается завершение перехода к определению ВН с порогом 50 копий/мл
Новая редакция национального клинического протокола (2022) определяет вирусную супрессию как ВН <50 копий/мл и вирусологическую неудачу АРТ как ВН >200 копий/мл, а рекомендация по следованию правилу «Н=Н» применима в случае достижения подавления ВН на уровне <50 копий/мл.
Данные пациентского мониторинга показывают, что в ряде лабораторий сохраняется более высокий порог детекции ВН, не позволяющий четко устанавливать факт достижения вирусной супрессии как для констатации эффективности принимаемой АРТ, так и для уверенности в безопасности незащищенных половых контактов в дискордантных парах.
Барьером для постановки теста с меньшим порогом детекции вероятно является не цена дополнительного комплекта для выделения НК (они относительно недороги, наиболее дорогостоящей частью тест-систем являются праймеры для амплификации), а несколько бóльшая трудоемкость этапа выделения НК для лаборанта и сложившаяся традиция использования более высокого порога клиницистами.
3. Система закупок и обеспечения тестами функционирует относительно стабильно
Закупка большинства тест-систем происходит за счет средств государственного бюджета (республиканского и местных бюджетов), и лишь весьма небольшая часть тестов (для ПЦР методом GeneXpert и часть ЭТ) закупается за счет средств МТП ГФ.
Количество фактически закупленных тест-систем на ВН и CD4 в целом соответствовало потребности, рассчитанной на основании алгоритмов мониторинга, заложенных в клиническом протоколе, а поставки были достаточно равномерными (с учетом разной длительности процесса закупки отдельных позиций).
Ежегодные затраты госбюджета на закупку тест-систем для мониторинга ВИЧ-инфекции стабильно сохраняются в пределах 600-800 тысяч USD, что в целом на порядок ниже чем страновые затраты на закупку АРВ препаратов.
Вызовами в закупках тест-систем остаются:
- отсутствие значимого расширения объема централизованных государственных закупок ЭТ с разными антигенными характеристиками в 2023 году;
- длительность процесса закупки тест-систем для мониторинга ВИЧ-инфекции (при закупках по плану 2022 года составила по отдельным позициям от 7 до 12 месяцев – то есть в текущем году могли идти поставки тест-систем по плану закупки предыдущего года);
- укомплектованность лабораторий в регионах двумя типами закрытых аппаратов для определения уровня CD4 лимфоцитов (риски невыполнения тестов в случае незакупки соответствующих тест-систем).
4. Пациентский мониторинг демонстрирует ряд вызовов устойчивости доступа к тестированию
Пациентский мониторинг с 2016 года не фиксировал глобальных перебоев с тестами на ВН и CD4, вместе с тем регистрировались кратковременные перебои с тестами из-за смещения сроков закупок (2019 год), имелись временные логистические трудности, связанные с перестройкой работы учреждений здравоохранения в начале пандемии COVID-19 (2020 год).
Сохраняется неравномерная прозрачность данных для пациентского мониторинга в части отсутствия в свободном доступе данных по заключенным договорам на поставку тест-систем (УП «Белмедтехника» по закупкам Минздрава и ПРООН/ РНПЦ МТ по закупкам за счет средств МТП ГФ).
Осведомленность ЛЖВ в вопросах лабораторного мониторинга на фоне АРТ в целом может быть ниже, чем в вопросах АРВ препаратов; число полученных от сообщества сообщений о проблемах с тестированием относительно невелико.
На фоне снижения общих объемов тестирования на ВИЧ в начале пандемии COVID-19 выросло количество проведенных тестов на сервисах сообществ, администрируемых НКО.
Для поддержания доступа к тестированию силами сообщества были внедрены новые услуги, организованы альтернативные возможности сдачи анализов на низкопороговых сервисах (стационарные и мобильные пункты, забор крови на дому), востребованные у клиентов и показавшие устойчивость работы в дальнейшем (в том числе при работе с трудными клиентами из числа ЛУИН ЛЖВ).
Основными рекомендациями являются:
■ Обеспечить поддержку предстоящего странового перехода на новый алгоритм тестирования на ВИЧ, в том числе:
- провести анализ пробелов, барьеров и возможностей перехода на новые алгоритмы тестирования в Беларуси (включая использование опыта стран региона ВЕЦА, уже совершивших такой переход);
- провести анализ потенциального рынка ЭТ с разными антигенными характеристиками;
- разработать интервенции для информирования и повышения уровня доверия к новому алгоритму тестирования для отдельных стейкхолдеров (включая специалистов системы здравоохранения и работников сервисов сообщества).
■ Обеспечить выполнение теста на ВН с порогом детекции 50 копий РНК ВИЧ/мл (что соответствует порогу определения вирусной супрессии на АРТ, данному как в национальном клиническом протоколе, так и в рекомендациях EACS и UD DHHS).
■ Поддержать проведение пациентского мониторинга доступа к тестированию, в том числе путем:
- обеспечения прозрачности данных о закупках тест-систем, в виде размещения на сайтах организаций (УП «Белмедтехника» и ПРООН) регулярно обновляемых данных о заключенных договорах на поставку тест-систем;
- повышение осведомленности сообщества в вопросах тестирования на ВИЧ и проведения тестов для мониторинга ВИЧ-инфекции (ВН, CD4, резистентность к АРВ препаратам).