ДОСТУП К ЛЕЧЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И ГЕПАТИТА С В БЕЛАРУСИ - 2023
По результатам анализа сформулированы следующие выводы:
1. Начат переход на DTG-содержащие схемы АРТ первого ряда
В 2022 году были предприняты важные шаги для обеспечения широкого перехода на предпочтительные схемы АРТ первого ряда с DTG:
- утверждены новые национальные клинические протоколы по оказанию помощи пациентам с ВИЧ-инфекцией, включившие основные положения сводного руководства ВОЗ по переходу на DTG;
- результаты исследования показали высокий уровень резистентности к EFV до начала лечения (11,4%);
- были зарегистрированы три генерика DTG производства Sun, Mylan и Hetero (в дополнение к имеющемуся от Aurobindo) и генерик TLD производства Sun (в дополнение к имеющемуся от Hetero);
- состоялись закупки 16 461 годовой схемы с DTG (как в виде монопрепарата DTG, так и комбинации TLD) за средства госбюджета (то есть в объеме более чем три четверти от числа фактически принимающих АРТ), при этом общая стоимость годовой закупки АРВ препаратов выросла лишь незначительно (составила 108% от стоимости закупки 2021 года);
- в 2023 году впервые запланирована закупка детской лекарственной формы DTG (диспергируемые таблетки) для лечения детей с массой тела <20 кг.
Фактический переход пациентов на прием DTG-содержащих схемы АРТ первого ряда продолжается: на начало 2023 года их доля среди всех схем АРТ составляла только 12,8%.
2. Вызовы устойчивости перехода на DTG-содержащие схемы
Вызовами остаются:
- риск того, что продолжится снижение объема закупок DTG (и TLD) за средства государственного бюджета (так, в 2023 году, по сравнению с 2022, число закупленных годовых курсов снизилось на 3 500, или 21%);
- риск возврата к финансированию закупок DTG за счет средств МТП ГФ (ПРООН как основной получатель декларирует готовность к проведению закупки DTG в 2023 году в объемах, заявленных Минздравом);
- сохранение высокой цены на DTG (в сравнении с таковой в некоторых других странах региона ВЕЦА – что порождает неравенство) несмотря на заключение 30.11.2020 «первого в своем роде» лицензионного соглашения МРР с ViiV для стран с уровнем дохода выше среднего (дающего возможность поставки в Беларусь лицензионных генериков DTG по сниженным ценам); сохраняющаяся высокая цена на DTG обуславливает непропорционально высокую нагрузку на бюджет (в 2022 году составила 82,3% от бюджета на АРВП);
- поддержка имплементации перехода на DTG как со стороны врачей первичного звена (информирование о рекомендациях нового клинического протокола, о конкретных сроках и этапах перехода), так и со стороны пациентского сообщества (повышение осведомленности ЛЖВ Беларуси о преимуществах перехода на DTG-содержащие схемы, мотивация к переходу, повышение доверия системе здравоохранения).
3. Возможности устранения барьеров доступа, связанных с интеллектуальной собственностью
В 2023 году в национальное патентное законодательство были внесены изменения, открывающие новые возможности дальнейшего снижения стоимости препаратов:
- в перечень целей выдачи принудительных лицензий включены «обеспечение национальной безопасности, обороны государства, охраны и защиты жизни и здоровья людей»;
- уточнен механизм применения принудительного лицензирования: предусмотрен административный порядок выдачи правительством (Советом Министров);
- введено временное (по 31.12.2024) разрешение параллельного импорта товаров, «являющихся существенно важными для внутреннего рынка» (хотя перечень этих товаров пока не определен).
Препаратом наивысшего приоритета для адвокационных действий пациентского сообщества по устранению барьеров, связанных с ИС, является DTG. Кроме того, приоритет могут иметь некоторые противотуберкулезные препараты (BDQ, Dlm, Pa), препараты для лечения гепатита С (G/P) и АРВП длительного действия (CAB, CAB/RPV, ISL, LEN).
Для закупок ряда препаратов патентная защита не является барьером, возможно рассмотреть закупки недорогих генериков EFV400 и TLE400 вместо 600 (с учетом лучшей переносимости), TAF вместо части TDF (для пациентов с остеопорозом или сниженной функцией почки), BIC и TAF/FTC/BIC вместо части DTG-содержащих схем (сопоставимы по эффективности, но требуется анализ рынка генериков и цен).
4. Национальный контекст проведения закупок препаратов
Нет устойчивости вовлечения национальных фармкомпаний. Необязательность страновой регистрации препаратов для участия в закупках, практика закупки генериков непосредственно у зарубежных компаний, частичный обратный переход к закупкам за средства ГФ на международных площадках в 2020–2021 годах, а также малый объем странового рынка не мотивирует национальные фармкомпании налаживать долгосрочное производство. За период становления закупок за средства госбюджета спектр компаний менялся, сейчас есть 5 национальных производителей АРВП (Академфарм, Белалек, Белмедпрепараты, Фарматех, Ника Фармацевтика) и 7 – ППД для лечения гепатита С.
Законодательство не предусматривает механизма закупок за средства госбюджета на международных торговых площадках, обеспечение возможности которого предполагает Концепция устойчивого развития (2016) и которое могло бы привести к удешевлению закупок, а также позволило бы проводить закупку препаратов, которые требуются в небольших объемах и в которых национальные поставщики не имеют финансовой заинтересованности (например, детских форм АРВП).
Неравномерность в проведении закупок АРВП по годам включала эпизоды избыточных закупок (в 2018 году из-за переоценки темпов вовлечения в АРТ, в 2020 году из-за дополнительных закупок TDF/FTC и TLE на фоне логистических рисков, связанных с пандемией) с последующим истощением буферного запаса (незакупка ранее запланированных объемов TDF/FTC в 2019 и 2021 годах), а также была связана с изменением спектра используемых препаратов из-за широкого перехода на DTG-содержащие схемы (закупки 2022-2023 годов).
Риски перебоев, связанные с военными действиями и санкционными ограничениями. В 2022 году доставка ряда закупленных препаратов (например, TDF/FTC компанией Белалек) проходила на фоне усложнения логистических цепочек из-за санкций, что было сопряжено с рисками удорожания закупки или даже отказа от поставок по уже заключенным контрактам.
5. Низкая доступность препаратов вне программ лечения и медучреждений
В 2022 году в аптеках резко сократился перечень препаратов для лечения гепатита С, а в 2023 году препараты (SOF, DAC, SOF/VEL, SOF/LED, G/P) полностью исчезли из аптек. С одной стороны, это произошло на фоне сокращения спроса из-за наличия программы бесплатного лечения, но с другой стороны некоторые предпочитали покупать препараты в аптеках, имея высокий личный барьер включения в программу.
С 2023 года в аптеках отсутствует валганцикловир (входящий в клинический протокол препарат для лечения ЦМВ-инфекции, бесплатное предоставление которого на амбулаторном этапе не предусмотрено).
АРВ препараты (для целей АРТ, ПКП и ПРЭП) в Беларуси можно получить только в медицинском учреждении; не предусмотрена возможность получения на сервисах сообщества и покупки в аптеке.
6. Ограничения в возможностях пациентского сообщества
Исходными данными для пациентского мониторинга являются как сообщения от сообщества (поступающие в НКО, на сайт pereboi.by), так и внешние данные, доступность которых неравномерна. По-прежнему сохраняется непрозрачность информации о закупке препаратов за счет средств МТП ГФ (основной получатель РНПЦ МТ, с 2023 года – ПРООН Беларусь). В открытом доступе отсутствует информация о фактически имеющихся остатках отдельных АРВП по стране и в разрезе регионов, а также многие эпидемиологические данные (включая данные о причинах поздней диагностики ВИЧ-инфекции, причинах смерти ЛЖВ, географических различиях в охвате АРТ по регионам и отдельным КДО/КДК).
Барьером для предоставления ряда услуг на сервисах сообщества (тестирования, забора крови, вакцинации, выдачи АРВ препаратов) является отсутствие должного нормативного регулирования этих вопросов в национальном законодательстве.
Основными рекомендациями являются:
■ Обеспечить устойчивость перехода к закупкам DTG-содержащих схем АРТ за счет средств государственного бюджета.
■ Разработать интервенции для поддержки имплементации рекомендаций по переходу на DTG-содержащие схемы первого ряда (как со стороны медицинского, так и пациентского сообщества).
■ С целью дальнейшего снижения цен на DTG следует поддержать использование новых законодательных возможностей по устранению барьеров доступа, связанных с интеллектуальной собственностью, включая выдачу правительством принудительной лицензии на DTG с целью «защиты жизни и здоровья людей», либо внесение АРВП в перечень товаров, для которых разрешен параллельный импорт.
■ Провести анализ рынка (поставщики, цены) генерических препаратов BIC как возможной альтернативы DTG для взрослых и подростков. Рассмотреть возможности закупок других АРВП, для которых нет барьеров закупок, связанных с патентной защитой, но которые рекомендованы клиническим протоколом, в том числе EFV400, TLE400 и TAF.
■ Провести обсуждение возникающих вызовов в обеспечении устойчивого доступа к АРВП (включая санкционные ограничения, нарушение логистики поставок, миграцию населения Беларуси и сопредельных стран).
■ В рамках устранения законодательных барьеров доступа к лечению регламентировать возможность проведения закупок ЛС за счет средств госбюджета на международных торговых площадках, а также снять ограничения в предоставлении ряда услуг силами сообщества (включая выдачу АРВП обученным немедицинским персоналом, проведение забора крови и вакцинации клиентов на сервисах сообщества).
■ Разработать предложения по снижению порога доступа к программам лечения, включая программу предоставления бесплатного лечения гепатита С (в том числе для ЛУИН), и возможность выдачи АРВП на сервисах сообщества (в том числе для целей ПКП, ПРЭП и для обеспечения непрерывности АРТ). Внедрение нового алгоритма обследования на ВИЧ сократит цепочку от тестирования до предоставления лечения.
■ Обеспечить постоянное наличие в аптеках препаратов для лечения гепатита С (по крайней мере SOF, DAC, SOF/VEL) и валганцикловира.
■ Обеспечить прозрачность данных о закупках препаратов за средства МТП ГФ (публикация данных о планах и состоявшихся закупках на сайте ПРООН Беларусь).
■ Распространить выводы и рекомендации данного отчета среди заинтересованных лиц (пациентские НКО, врачи-инфекционисты, органы здравоохранения, представительства международных организаций) для использования при планировании вмешательств.